RB2 Network RB/2 RB2 Network

Глухие и религия

Каждый человек в душе - верующий. Человеческая душа знает, и тянется к своему Создателю. Даже закоренелый атеист, убежденный в своем неверии, периодически обращается к своему Создателю сердцем. В какие-то минуты, чаще экстремальные, разум смолкает, сердце начинает рас- ширяться, занимая, как бы, все пространство внутри. И начинается разговор. Разговор идет мимо разума. Он не бывает и непонятен логическому разуму. Потому что это - разговор духовный.

Человек верующий - знает того, в кого он верит, понимает, с Кем общается душа, и знает Его. Для более удобного, свободного от мирской суеты, общения с Творцом, верующие люди собираются в храмах на богослужение.

Человеку слышащему - просто. Пришел и внимай происходящему, слушай проповедь, после службы задавай вопросы. А как быть глухому? Где ему получить опыт сознательного общения с Творцом, осознанной молитвы?

Не претендуя на объективность, попытаюсь сделать небольшой обзор по церквям в Беларуси, в свете их доступности для глухих.

Наиболее активны Евангельские церкви. Они первыми воспрянули после периода распада Советского Союза, и им на данный момент удалось накопить очень большой опыт работы с глухими.

В 1992 году на территории бывшего Союза была только одна Евангельская церковь, в которой служба переводилась для глухих - в Таллинне. В конце 1992 года под Рождество появился первый сурдопереводчик и в Минской церкви - вернулась, изучавшая в Москве жестовый язык и прошедшая практику в Таллинне Варвара Никутьева. С начала 1993 года очень заинтересовался проблемами глухих и полностью посвятил себя служению глухим пастор Владимир Таратута. Он был организатором курсов сурдопереводчиков для церкви в Минске, проводил конференции глухих, позже и конференции церковных сурдопереводчиков, для которых разрабатывался, уточнялся и совершенствовался перевод Священного писания и богослужения на жестовом языке. Владимир Таратута до конца своей жизни чем мог помогал глухим. На сегодняшний день практически во всех Евангельских церквях можно встретить сурдопереводчиков. Например, есть сурдопереводчики в Минской церкви «Голгофа», в Минской церкви «Благодать» - пять сурдопереводчиков и примерно 40 глухих прихожан. В Брестской церкви - 20 сурдопереводчиков... Не реже раза в год Евангельскими церквями Беларуси проводятся съезды глухих и конференции сурдопереводчиков.

У Католической церкви на Беларуси до недавнего времени не было возможности выделить глухих в отдельную группу и подготовить достаточное количество сурдопереводчиков, поэтому общение с глухими осуществлялось с помощью записок или слу- хового аппарата, т.е. с людьми, имеющими остаточный слух. В основном с верующими, получившими религиозное образование в семье. Накоплен опыт очень тесного взаимодействия глухих с костелом, когда на восстановлении Ошмянского костела работал талантливый слабослышащий мастер-плотник Иосиф Купчалайте, за что настоятель костела ксендз Заневский в 1990 году привез ему из Рима персональную грамоту - благословение семье Купчалайте от Папы Римского Иоанна Павла II.

В этом году закончил в сане диакона Гродненскую Католическую семинарию Валерий Лисовский, который параллельно с учебным куром семинарии изучал жестовый язык в Гродненской организации Белорусского общества глухих.

В июне при участии Католической благотворительной организации «Каритас» Валерий Лисовский организовывал отдых неслышащих детей под Лидой. Валерий Лисовский уже рукоположен в сан священника, крестил и венчал глухих. В октябре он уехал в Польшу в Католический университет продолжать учебу. Предполагается, что после окончания он будет преподавать в Гродненской семинарии.

В Минске уже много лет существует клуб «Познай истину». Занятия клуба проводит сурдопереводчик Минского тракторного завода Валентина Чудакова. Проходят занятия в помещении Минского Православного Свято-Духова Кафедрального собора дважды в месяц. На занятиях клуба глухим разъясняется смысл и значение богослужения, таинств, совершающихся в Православной церкви. Дважды в месяц, по воскресеньям, осуществляется сурдоперевод богослужения в Кафедральном соборе Минска.

О наличии сурдопереводчиков в Православных храмах других городов Беларуси автор информацией пока не располагает. В основном общение с глухими осуществляется с помощью записок или (браковенчание, крещение) с помощью знакомых, владеющих жестовым языком, например, венчание в 1996 году в Заславской церкви пары глухих, работающих на Минском УПП.

В Минском Епархиальном управлении на вопрос о работе с глухими автору ответили: «Спрашивайте в сестричествах при церквях. На Епархиальном уровне такого вопроса никто пока не поднимал».

Более широкая перспектива в Республике в работе с глухими и слабослышащими открывается в Католической церкви. Впервые в Республике Беларусь при Гродненской организации глухих официально проходят обучение двое - трое священнослужителей-католиков.

Дьякон Гродненского Костела Непорочного Зачатия - Валерий Лисовский, обучаясь в семинарии, окончил курсы жестового языка и начал работать с глухими. В скором будущем еще трое выпускников Гродненской семинарии, овладев жестовой речью, будут работать с глухими. Двое из них в Гродненской Епархии, а один - в Минской.

Стремление обратить сердца неслышащих детей к сокровенному, возвышенному, святому - дело, требующее максимальной самоотдачи. Как донести до души глухого ребенка высокие слова любви, смысл событий, описанных в Библии, объяснить все это на родном жестовом языке? Обращаясь к опыту соседних стран, можно с уверенностью сказать, что положительных примеров такой деятельности много.

В Польше, например, в каждой спецшколе, где обучаются глухие дети, давно введены уроки религии на жестовом языке. При каждой Епархии существуют два - три священника, владеющих жестовой речью.

В Люблинской Семинарии (Польша) изучается жестовая речь. И очень хочется надеяться, что и в Беларуси первая подготовка Гродненских семинаристов принесет свои добрые плоды.

Анджей Черновский


Back Up