RB2 Network RB/2 RB2 Network

История Глухих
'Иван Карлович Арнольд'

   На протяжении многих десятилетий было принято считать, что история активной деятельности глухих в России началась после 1917 г. Однако исследования архивных и исторических документов, свидетельства очевидцев доказывают, что история глухих России берет свое начало в первой половине XIX века, с момента образования первых учебных заведений для глухих. В конце XIX и начале XX веков начинается активная деятельность глухих, направленная на создание собственных организаций в Москве, Петербурге и других городах России. В этот период начинает развиваться культура глухих: театральное творчество, творчество глухих художников, литературное творчество; среди них начали проводиться спортивные соревнования. Деятельность глухих таким образом развивалась в начале XX века в рамках демократических преобразований буржуазной России. Однако этот исторический процесс был прерван после переворота в октябре 1917 года. Создавался миф, что все интеллектуальные и культурные достижения глухих стали возможными благодаря новой власти. Фактически исторические документы свидетельствуют, что духовное и культурное богатство глухих России находится под влиянием богатого интеллектуального и культурного наследия глухих России начала XIX века.

   К середине XIX века в России существовало всего лишь два училища глухонемых - в Санкт-Петербурге (основано в 1810 году) и Варшаве (1817 г.). А вот Москва, издавна слывшая зачинательницей отечественного просвещения, почему-то оказалась без подобного заведения, хотя нужда в нем была не меньшая. И такое положение продолжалось вплоть до 1860 года, когда наконец-то школа глухонемых появилась и в первопрестольной.
И.К. Арнольд.
   Но если основательницей училища глухонемых в северной столице была сама августейшая императрица Мария Федоровна, то в Москве у истоков стоял человек не слишком-то знатного рода, однако по-своему примечательный - Иван Карлович Арнольд, глухонемой художник.
   Отец Арнольда, согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, был прусским немцем. Окончив Берлинский университет, он сначала поселился в Риге, а потом перебрался в Москву. Здесь он в 1804 году основал коммерческий пансион, преобразованный позднее в Практическую коммерческую академию. Тридцать лет служил в министерстве финансов, а выйдя в отставку, уехал на родину, где и умер в большой бедности, подчеркивает словарь. Всю жизнь Карл Арнольд писал на коммерческую тему, издал "Самоучитель бухгалтерии" и тому подобные труды.
   А вот сын Арнольда, Иван, не унаследовал коммерческую жилку отца. Когда ему еще не было и двух лет от роду, зашиб малыш голову, отчего совсем оглох. В 1811 году мальчика устраивают в Санкт-Петербургское училище глухонемых, где он проучился всего две зимы. Дальнейшее обучение и воспитание Ивана проходило в домашних условиях.
   Заметив в сыне способности к рисованию, отец отправил его в 1816 году на родину предков, в Берлин. Там Иван три года занимался в Академии художеств. Одновременно он посещал и классы местного училища глухонемых. А в 1822 году юноша поступает в Дрезденскую Академию художеств, которую спустя два года заканчивает с серебряной медалью и дипломом художника.
   Но карьера художника, при всей его любви к искусству, не удовлетворяла Ивана. Уже в то время Арнольд чувствовал в себе призвание учителя, воспитателя себе подобных "сирых и убогих". Сравнивая постановку обучения глухонемых в Германии и России, он видел, как далеко ушли в этом деле немцы, загорелся идеей перенять их методы обучения и внедрить в русскую почву. С этой целью в 1824-1825 годах Арнольд изучает методику обучения глухонемых в училищах Германии.
   Обогащенный знаниями, Иван Карлович возвращается на родину, где получает место художника в императорском Эрмитаже, а затем устраивается в департамент государственных имуществ на должность топографа.
Московская школа Глухих. (1906 г.)
   Однако мысль заняться обучением и воспитанием глухонемых детей не оставляет художника-топографа. И вот в 1852 году, накопив немного средств, Арнольд в частном порядке берет к себе пятерых глухонемых учеников, причем четверых из них содержит за свой счет. Через два года были устроены публичные экзамены, которые все пять мальчиков успешно выдержали.
   Первый успех окрылил Арнольда, он решает оставить государственную службу и всецело отдаться педагогической деятельности. Но при уходе в отставку Арнольд лишался и необходимых средств на содержание училища. К счастью, тут же нашелся у него и покровитель, и помощник. Таковым стал сын сенатора П. Веймарна, тоже, как и Иван Карлович, глухонемой. Благодаря связям отца, Веймарну удалось собрать у состоятельных людей некоторую сумму, необходимую для содержания училища Арнольда. С этого момента дела в училище пошли на лад.
   Чтобы не конкурировать с уже существовавшим в столице училищем Марии Федоровны, Арнольд решил перевести своеучебное заведение в Москву. Вместе с ним туда переехало несколько учеников, в дальнейшем ставших его надежной опорой.
    И уже 24 мая 1860 года в доме Пашкова состоялись первые в Москве публичные экзамены его глухонемых подопечных.
П.М. Третьяков (1856 г.)
   В первые годы своего существования училище Арнольда постоянно нуждалось в средствах. Поступали они в основном от благотворителей, известных московских купцов-меценатов. С ростом числа учеников приходилось переезжать в более просторные здания. Но ведь недаром говорится, что два переезда равносильны одному пожару. Чтобы избежать краха, Арнольд вынужден был постоянно взывать к милосердию богатых. В 1863 году голос его был услышан: при училище создали попечительский совет, в который вошли известные в Москве лица, например, Павел Михайлович Третьяков, имя которого неразрывно связано со всемирно известной галереей. Купец и меценат, он обеспечил училище средствами на годы и десятилетия вперед, так что потом училище стали называть Арнольдо-Третьяковским...
   Поставив свое детище на ноги, И. К. Арнольд отошел от дел: слабое здоровье и ухудшившееся зрение побудили основателя передать бразды правления попечительскому совету и новому директору. Он переезжает в Санкт-Петербург, где устраивается преподавателем в Сестрорецкий приют глухонемых.
   В 1881 году по высочайшему указу за многолетнюю педагогическую деятельность Иван Карлович Арнольд удостаивается ордена Святого Станислава второй степени. И вплоть до своей смерти Арнольд прожил в приюте, где его постоянно навещали благодарные воспитанники. Память о художнике-просветителе сохранилась надолго. В 1912 году Московское общество глухонемых было названо его именем. По своим заслугам в деле реабилитации глухоты И. К. Арнольд стоит вровень с Марией Федоровной, другими деятелями российского просвещения.


Back Up