RB2 Network RB/2 RB2 Network

   Редакция бюллетеня "Коммуникация" по просьбе читателей знакомит Вас с исследованием, представленным на III Международной конференции по истории Глухих личностей (Тронхейм, Норвегия, 9-14 сентября 1997 г.) Сюзанной Плэнн, профессором кафедры испанского и португальского языков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США). Более десяти лет она занимается исследованием истории Глухих в Испании, она опубликовала книгу “Молчаливое меньшинство: образование глухих в Испании, 1550-1835 (Юниверсити ов Калифорниа Пресс, 1997) и многочисленные статьи.

   Профессор Плэнн рассматривает Испанское общество глухих как лингвистическое меньшинство, наравне с такими другими испанскими лингвистическими меньшинствами, как баски, каталонцы и галисийцы, и считает, что они должны пользоваться одинаковыми правами.

Хосе де Гойя

Франсиско Хосе де Гойя

ГЛУХИЕ ИСПАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ:

Франсиско Хосе де Гойя и Роберто Готье Прадес

   Этот труд сравнивает двух глухих испанских художников: Франсиско Хосе де Гойя и Роберто Готье Прадеса. Франсиско де Гойя был одним из великих испанских художников. Роберто Прадес также был художником, но его вспоминают больше как первого испанского глухого учителя. Оба были современниками (Гойя жил с 1746 по 1828 гг.; Прадес - с 1772 по 1836 гг.). Их жизнь протекала в один из наиболее критических и волнующих периодов истории Испании, в эпоху, отмеченную политической нестабильностью, войной и голодом, а также созданием первой школы для глухих в Испании. Своим трудом Гойя оставляет выдающееся свидетельство Испании его дней, его народа, истории, традиций и недостатков. Прадес оставляет наследство другого вида, главным образом обучение и воспитание различных поколений глухих детей.

   Мне приятно начать создание эскиза жизни двух деятелей. Как видим, существует большое число поразительных аналогий. Оба проводят свои первые годы в Сарагосе, на северо-западе Испании, прежде чем собраться в Мадрид, чтобы изучать изящные искусства в Академии Сан-Фернандо, и затем поселяются в столице Испании. Кроме того, оба были глухими: Гойя потерял слух в середине своей жизни, тогда как Прадес был глухим от рождения. В финальной части я рассматриваю влияние, которое оказывала глухота на их жизнь.

   Франсиско Хосе де Гойя родился на каких-то 26 лет раньше, чем Роберто Готье Прадес. История жизни Гойи начинается в 1746 г. в разоренной усадьбе Фуэндетодос в окрестностях Сарагосы. Условия жизни его семьи были исключительно скромными. Его мать Грасия Лусиэнтес принадлежала к мелкой аристократии Сарагосы, его отец Хосе Гойя зарабатывал жалованье как шлифовальщик металлов.

   Гойя провел свое детство в Сарагосе, где посещал школу, руководимую отцами пиларистами. В возрасте 14 лет он обучался художником Хосе Лусаном, спустя несколько лет в Мадриде. В 1763 г. и в 1766 г. он участвовал в конкурсе в Академии изящных искусств святого Фернандо, однако в обоих случаях экзаменаторы не поддержали его, и в 1769 г. он покинул Испанию, чтобы обучаться искусству в Италии. Он возвратился в Сарагосу в 1771 г., где ему заказывают фреску для потолка собора Эль Пилар. Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. Он также получал другие заказы, часто религиозного характера, и начал утверждаться как художник портретист.

   По мере того когда возрастала его репутация, сын шлифовальщика из Сарагосы наслаждался своим успехом и признанием. В одном письме другу Гойя писал об аудиенции у короля, сообщая с удовольствием, что не смог скрыть “всех почестей, которые благодаря Богу, он получил от короля, королевы и принцессы, показав им картины”, добавляя: “я поцеловал их руки, никогда не испытывал так много счастья”. Его новая слава давала ему больше работы по заказам. Для него позируют члены аристократии и королевской семьи, политики, законодатели и высокие сановники церкви, а также поэты, художники, актеры и тореадоры. Успех приятен, но одновременно художник скучал, так как ему хотелось писать только то, что он любил.
Маха одетая
Маха обнаженная

   Между тем, как звезда Гойи в испанском дворе становилось ярче, возвращаемся к Роберто Готье Прадесу. Прадес родился в Сарагосе в 1772 г. (В это время Гойя вернулся из Италии и работал над фресками собора Эль Пилар). Отец Прадеса Педро родился на юге Франции, а его мать Мария также имела французское происхождение, судя по фамилии Готье. Роберто Прадес родился глухим. В течение всего детства он учился читать и писать дома, где опекался своими родителями.
Маха одетая
Маха обнаженная

   Прадес так же, как и Гойя до него, проводил свое детство и юность в Сарагосе. (В течение этих лет Гойя был очень занят, утверждаясь как художник, сначала в Сарагосе, затем в Мадриде). Однако в отличие от Гойи Прадес родился в богатой семье: его отец был проектировщиком Императорского канала в Арагоне, самого большого общественного строительства XVIII века в Испании. Однако в раннем возрасте Роберто остался сиротой без опеки. Его глухота и его карандаш лишали его возможности стремиться к достойному положению соответственно его благородного происхождения. Все же талантливая глухая личность выделяется как художник. Таким образом, осенью 1789 г. Прадес в 16 лет поступил в Академию Сан-Карлос в Валенсии, на востоке Испании, где изучал рисование и гравирование.

   В то время, когда Прадес поступил в Академию Сан-Карлос, Гойя уже достиг значительных успехов в Мадриде. В 1780 г. был избран в Академию Сан-Фернандо, в 1785 г. стал проректором, в следующем году был назначен художником Двора и в 1989 г. художником Палаты. Летом 1790 г., когда Прадес все еще не закончил свой первый год в Академии Сан-Карлос, Гойя ездил в Валенсию. Его жена была больна, и врачи советовали ей свежий морской воздух. В Валенсии академики Академии Сан-Карлос избрали Гойю почетным членом и он подарил им два анатомических рисунка, которые выполнил в присутствии учеников. Юноша Роберто Прадес вполне мог находиться среди присутствующих и наблюдать знаменитого жудожника Двора с особым интересом.
Перейти к странице 2 Перейти к странице 2


Back Up